Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Историко- краеведческий музей " Память МБОУСОШ № 15 им. Гусева В.В

Деятельность школьного музея МБОУСОШ № 15 имени Гусева В.В.
Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения.
Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка. Музей – это живой организм. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей воспитанию и развитию учащихся.
В школьном музее находится «Книга учёта» выдачи материалов из музейного фонда, в которой прослеживается использование фондов в учебной и воспитательной деятельности. Основную часть вспомогательного фонда составляют альбомы, рефераты, фотоматериалы, собранные и созданные учащимися и выпускниками школы. Выделенное помещение под музей имеет площадь 43 м², есть место для складирования предметов, стенды для организации выставок, экспозиций, стулья для проведения занятий краеведческого кружка.
В музее имеется не большая историческая библиотека. Многие альбомы, фотографии нуждаются в реставрации или изменении. Часть вспомогательного фонда переносится в электронный вариант для удобного использования, что является важным в работе школьного музея.
Одним из самых интересных и значимых направлений внеклассной работы школы является изучение истории и культуры наших предков, традиций и обрядов кубанского народа, боевых подвигов дедов, прадедов и отцов. Богатое прошлое нашего края – это знакомство с интересными судьбами земляков и выпускников школы. Возрождение традиций нашего края и родной школы помогает школьникам соприкоснуться с живыми картинами истории, культуры и быта нашего народа.
7 лет исполнилось в 2022 году «Музею истории школы» Хадыженской средней общеобразовательной школы №15 им. В. В. Гусева. А впервые разговор о его создании состоялся в октябре 2000 г.
Вся практическая и поисковая работа была поручена учителю истории школы Прохоровой Ольге Петровне, а Нерсесян Марина Еревантовна стала консультантом и советчиком в этой работе. Первые активисты музея – ребята из исторического кружка. Работа закипела: велась переписка с выпускниками школы разных лет, с учителями, работавшими в ней, со старожилами, проводились многочисленные встречи, беседы, интервью. 7 мая 2015 года прошло торжественное открытие музея. В первой экспозиции было всего несколько стендов и витрин, которые размещались вдоль стены музея. Музей заинтересовал многих учеников, и постепенно в поисковую работу включилась вся школа. Начались встречи, поездки и походы, появились первые экспонаты: документы, фотографии, воспоминания, новые адреса, по которым отправлялись сотни новых писем. Проводил музей и большую общественно-полезную работу: ребята помогали ветеранам. Польза городу, людям, которые живут рядом, формировала атмосферу, притягивающую все новых ребят в школьный музей. К поисковой работе подключились не только ученики школы, но и их родители, родственники, знакомые.
Изучая историю школы, прослеживая жизненный путь ее выпускников, ребята узнавали историю Хадыженска, района, всей страны. Сегодня школьный музей – это не только собрание экспонатов, книг, наглядных пособий для уроков истории, литературы, кубановедения, но и средство воспитания полезных и необходимых для жизни навыков, площадка для исследовательской работы учащихся, источник самообразования самого учителя. Большую работу по созданию учебно-методических материалов по изучению родного края проводит Нерсесян М.Е. Своим энтузиазмом она смогла увлечь учителей и учащихся школы.
Тематика экскурсий разнообразна. Например, в ходе экскурсии, посвященной Великой Отечественной войне, учащиеся знакомятся с уникальным вещевым и документальным материалом: фотографиями военного времени, наградами и личными вещами фронтовиков, письмами с фронта. После рассказа экскурсовода учащиеся имеют возможность еще раз самостоятельно осмотреть экспозицию. Общение учащихся с музейным предметом активизирует их восприятие, вызывает особое ощущение сопричастности к прошлому, к истории.
Большое внимание уделяется туристко-краеведческой, военно-патриотической работе, организации походов и экскурсий. Под руководством Ольги Петровны и Марины Еривантовны учащиеся школы продолжают поисковую работу: изучают историю школы, её воспитанников – участников войны, ветеранов 137-ой ударной армии, воинов, погибших на территории района, стараются расширить фонды музея, проводят экскурсии, ходят в походы, проводят уроки мужества и классные часы.
Основные направлениями деятельности музея:
• оформительская и экскурсионно-просветительская работа, которая осуществляется на основе программы «Музейная педагогика, как одна из форм гражданско-патриотического воспитания школьников»;
• гражданско-патриотическое, («Малая Родина»);
• военно-патриотическое направление, которое включает детско-ветеранское движение школы.
Основные виды деятельности школьного музея:
№ Вид деятельности Содержание деятельности
1 Поисково-собирательная
и учебно-исследовательская - Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование
- Посещение зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление
- Проведение экскурсионной работы в музее.
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно-практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п. на уровне района, края.
2 Экскурсионно – просветительская деятельность. - организация и проведение экскурсий;
- организация краеведческих научно-практических конференций;
Участие в районных, городских и республиканских смотрах-конкурсах музеев.
3 Оформительская деятельность - составление альбомов, дневников, отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов;
- оформление экспозиций школьного музея;
- составление электронного банка материалов школьного музея.
4 Урочная деятельность - использование материалов музея для проведения уроков, классных часов;
- проведение на базе музея уроков;
- работа с документами;
5 Поисково-исследовательская деятельность учащихся - изучение истории края, города, школы;
- исследование проблемных вопросов в истории края, города;
- написание рефератов и участие в научно-практических конференциях.
6 Методическая работа. - создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
-создание книжек-буклетов по материалам школьного музея;
-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Интересна и история нашей школы с её педагогами и знаменитыми выпускниками, литературными традициями.
Направления работы: встречи на классных часах и уроках Мужества, акции «Поздравления с Праздниками» (дарим ветеранам конфеты с надписью "С благодарностью", красивые открытки, цветы), «Дети войны» (в гости приходят участники блокадного Ленинграда , которые во время войны были детьми, к тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в школу и рассказать о прошлом, ребята ходят домой), организация проведения школьных праздников для ветеранов ВОВ и педагогического труда.
Все собранные материалы, вещи и реликвии вылились в создание в школе комплексного краеведческого музея «Память». Организация школьного музея – результат работы учащихся, учителей и родителей разных поколений. В основе этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, любовь к родному краю. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминание ветеранов, каждая чудом уцелевшая старинная вещь или фотография – целая история, которую мы бережно храним и передаем следующему поколению учителей и учеников школы.
Отделения музея и их характеристика
«Кубанский уголок»
Все экспонаты – это убранство кубанской избы: на окнах «выбитые» занавески, красный угол с иконами и лампадкой, макет русской печи с домашней утварью и посудой, кровать с подзором и постилкой, вышитыми наволочками, самотканым суконными и лоскутным одеялами. Есть у нас в музее люлька и прялка, рубель, различные утюги, магнитолы… Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, цеп, лапти, самовары. Старинные юбки, рубахи, платки и лапти представляют одежду и обувь наших предков. Город славился народными умельцами, которые занимались вышивкой. Экспозиция «Мир кружева» содержит вышитые рушники, салфетки и скатерти. Особую гордость составляют вышитые картины.
«Мой любимый город»
В разделе «Знаменитые земляки» собран материал о замечательном художнике Б. Тарасенко, альбомы о предприятиях города. В 1953 году при бурении скважины под нефть нашли минеральную йодо-бромную воду, и позднее в городе рядом с источником был построен санаторий-профилакторий «Минеральный».
«Комната Воинской Славы»
Есть в нашем музее экспозиции, посвященные Герою Советского Союза Гусеву Владимиру Васильевичу
На стендах расположены фотографии ветеранов города, имена тех, кто навсегда остался в нашей памяти. Среди них есть и воспоминания самих ветеранов, которых, к сожалению, уже почти не осталось в живых. Оформлены альбомы: «Из истории 137 дивизии», «Памятники Великой Отечественной войны на Апшеронской земле», «Сталинградская битва», « Московская битва». В витринах представлены фотографии участников войны, вещи и предметы военного времени. Они постоянно пополняются материалами поисковой работы.
«Школьная страна»
В школьном музее хранится большое количество предметов, исторических материалов, фотографий, иллюстрирующих историю школы, благодаря которым, создана интересная экспозиция «Гордость школы». Мы можем окунуться в разные периоды деятельности нашего образовательного учреждения.
В этом отделении музея собраны материалы из истории пионерской и комсомольской организации школы: пионерские и комсомольские знамёна, школьная форма, значки, комсомольские билеты и вымпелы, барабаны, вымпелы за спортивные достижения.
Всего в фондах музея более 1500 фотографий, около 150 экспонатов.
Каждый посетитель школьного музея может поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов и предложений». Продолжается пополнение экспозиций музея. Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников. Результатом работы музея является участие наших обучающихся в школьных, районных, краеведческих проектах и конкурсах, фестивалях, экскурсиях и походах.

 Предпросмотр презентации
Этот материал опубликован в разделе «История страны в истории музея (презентация)».
При использовании материала ссылки на автора и сайт обязательны!

Участник:
Возраст участника: 17
МБОУСОШ № 15 им Гусева В.В.
Руководитель: Прохорова Ольга Петровна
МБОУСОШ № 15 им Гусева В.В.
Населённый пункт: Россия ,Хадыженск
Дата публикации: 14.12.2022
Количество скачиваний: 4
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна! Получить выходные данные
 Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мелконян А. Р. Историко- краеведческий музей " Память МБОУСОШ № 15 им. Гусева В.В // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история» // URL: https://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai./ekspo/pres/file/15765-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%88-%E2%84%96-15-%D0%B8%D0%BC-%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2.html (дата обращения: 26.11.2024)
  Скачать сертификат участника
  Скачать сертификат руководителя